Группа компаний «Алита»
Группа компаний «Алита»

Упаковочные и расходные материалы от производителя

+7 (495) 980-29-12многоканальный

Самоклеящиеся этикетки: технология изготовления

Cамоклеящаяся этикетка применяется для многих товаров, впервые ее стали использовать в США в 1935 г. Во второй половине XX века на фоне интенсивного развития производственных и рекламных технологий самоклеящаяся этикетка надолго вошла в сферу торговли, превратившись в один из основных инструментов маркетинга.

Флексографическая печать

Распространенный способ изготовления этикеток – флексография. В основе лежит метод прямой печати. В чем-то он напоминает обычное канцелярское проставление штампов на документах. Основное отличие - печатное изображение переносится не вручную на плоском носителе, а при помощи вращающегося цилиндра, который делает оттиски на бумажном или полимерном материале.

Флексографическая печать

Метод имеет технические особенности, которые надо учитывать при разработке дизайна. Сотрудники компании «Алита» рекомендуют избегать слишком сложных, контрастных цветовых переходов, мелкого шрифта (светлые символы размером до 5 пт на темном фоне могут оказаться сложными для прочтения). Хорошее качество достигается при совместной работе дизайнеров и типографских специалистов.

Себестоимость каждой этикетки обычно зависит от размеров тиража: чем он больше, тем дешевле производство. В цену заказа помимо расходных материалов будет входить стоимость производства печатных форм, настройки оборудования и иных работ (например, оплата услуг дизайнера).

Один из основных параметров (наряду с общей площадью печатной продукции), на базе которых формируется общая цена заказа, – стоимость 1 см2 печатной формы. Площадь формы зависит от типа печатного оборудования, не совпадает с размером этикетки. Макет печатной формы может содержать различное количество этикеток (обычно от нескольких штук до нескольких десятков). С каждого комплекта могут быть сделаны сотни тысяч оттисков.

При печати изображения применяется метод, при котором 3 цвета (голубой, пурпурный, желтый) накладываются друг на друга в различных комбинациях, формируя необходимые оттенки. Флексография позволяет использовать и другие технологии окрашивания изображений. Современные стандарты торговли и маркетинга делают востребованными яркие, привлекательные краски, быстро высыхающие под воздействием ультрафиолета, длительно сохраняющие свой первоначальный вид. Для продукции эконом-класса успешно применяются недорогие красители.

Для печати используются рулонные материалы. Их ассортимент настолько широк, что ограничить возможности выбора может только фантазия заказчика. Традиционные лидеры – бумага различных типов и сортов, а также полимерные пленки. Популярна мелованная полуглянцевая бумага средней плотности. Для оригинальных этикеток обычно используют более плотные сорта бумаги, необычные текстуры, эффектные дизайнерские расцветки, а также металлизированные, светящиеся в темноте материалы и т.п. Прозрачные и цветные самоклеящиеся пленки из полимерных материалов востребованы в пищевой промышленности. Многообразие вариантов оформления этикеток наглядно можно оценить в любом крупном универсаме, где представлено большое количество продуктов, напитков, парфюмерии, косметики, бытовой химии и т.п.

При производстве этикеток используется клей. Чаще применяют сорта, которые надежно крепят ярлык на упаковке и не предполагают многократного переклеивания. Но для отдельных групп товаров могут использоваться клеи, позволяющие легко и быстро удалить этикетку без повреждения тары и прочих следов.

В ходе изготовления делается высечка – надрезание контура этикеток для последующего отделения излишков бумаги или полимерной пленки с печатного листа. Это делается штампом с острыми краями, который прорезает только верхний слой материала, не нарушая целостность подложки. Для небольших тиражей может использоваться специальный лазер (для крупных заказов не подходит из-за медленной скорости).

В сфере упаковочных материалов помимо непосредственного переноса изображения методом флексографии с этикетками производятся и другие манипуляции, например, лакировка, тиснение, шелкография. Нанесение лакового покрытия поверх цветного изображения делает его более привлекательным и устойчивым. Лакироваться может как вся поверхность этикетки, так и отдельные участки. Тиснение фольгой осуществляется холодным или нагретым штампом, который прочно соединяет декоративный металлизированный слой с бумажной или полимерной основой. Горячее тиснение обходится дороже, но и эффект от него более качественный. В отдельных случаях применяют конгревное тиснение – создание объемного рисунка или надписи за счет давления на соответствующие участки этикетки. Трафаретная печать (популярная – шелкография) позволяет создавать эффектный рельефный декор. Краска наносится на поверхность материала шаблонами.

Цифровая печать

В индустрии упаковочных материалов цифровая печать широко применяется при производстве самоклеящихся этикеток на протяжении последних 20 лет. Термин «цифровая печать» объединяет в себе несколько различных технологий. Изображение на этикетках воспроизводится при помощи компьютерного оборудования (из электронных файлов) методом электрографии.

Цифровая печать

К преимуществам такой печати относятся высокая скорость и хорошее качество цветопередачи. Себестоимость относительно высокая. В отличие от флексографической и офсетной печати не требуется масштабная подготовительная работа. Стоимость одного оттиска не зависит от его уникальности, поскольку не нужна подготовка печатных форм. Цифровой метод подходит для печати малых тиражей, а также больших тиражей, отличающихся друг от друга (например, с промо-кодами, регистрационными номерами и т.д.). По мнению сотрудников компании «Алита», себестоимость флексографической и «цифровой» продукции может быть примерно одинаковой при большом тираже – порядка 100 тыс. этикеток среднего размера.

Офсетная печать

Долго стандартная офсетная печать была невостребованной в сфере изготовления этикеток. Офсет позволяет изготовить продукцию высокого качества, но для этого требуется сложное оборудование, длительная настройка. Считалось, что результат может быть рентабельным только при очень больших тиражах или реализации специфических проектов. Однако в последние несколько лет зарубежные производители стали поставлять недорогие офсетные машины, которые позволили сделать выпускаемую продукцию вполне конкурентоспособной на фоне других типов печати.

Производство стрейч-пленки

Один из важных полиграфических показателей – так называемая «линиатура» (количество растровых линий на дюйм изображения). У офсета она значительно выше, чем у флексографии: 200 lpi против 150 lpi. Это позволяет более качественно воспроизводить даже мелкие детали изображений. Дополнительное преимущество - низкая цена печатных форм офсета (существенно дешевле флексографических). В целом, для оборудования характерно минимальное количество брака. Также в России офсетное производство распространено шире, чем флексография.

Компания «Алита» предлагает большой выбор термоэтикеток и этикет-лент.