Группа компаний «Алита»
Группа компаний «Алита»

Упаковочные и расходные материалы от производителя

+7 (495) 980-29-12многоканальный

Классификация тары и упаковочных материалов

Ассортимент упаковочных материалов разнообразен. Упаковка должна обеспечивать сохранность товаров (готовых изделий, сырья, полуфабрикатов и т.п.) в любых условиях – в ходе производства, при перевозке, складировании, хранении, реализации. Существуют критерии, по которым классифицируют товарную упаковку. Значимыми, по мнению экспертов компании «Алита», являются: назначение, материал, технология изготовления, особенности конструкции, сфера применения, специализация, возможность повторного использования.

На бытовом уровне термины «тара» и «упаковка» нередко употребляются как синонимы. Однако нормативные документы (ГОСТы) рассматривают упаковку как весь комплекс для сохранения основных свойств товара до момента доставки конечному потребителю, а тару – как конкретную емкость, в которую помещается товар. То есть, понятие «упаковка» имеет более широкое значение.

Помимо основных упаковочных материалов, к которым можно отнести практически все типы тары (ящики, коробки, бутылки), огромное значение имеют вспомогательные элементы – полимерная пленка (стрейч, воздушно-пузырчатая), скотч, стреппинг-лента, а также различные крышки, пробки, этикетки и т.д.

Основные виды

  • По функционалу:

Производственная: используется на предприятиях для хранения, транспортировки (между цехами, структурными подразделениями) товаров в ходе изготовления. Часто имеет большие габариты (сумма всех измерений может исчисляться в метрах, а масса брутто одной единицы – в центнерах).

Транспортная: применяется при перевозке грузов (чаще всего, при перемещении между коммерческими партнерами – производителями, поставщиками, дилерами и т.п.). По своим внешним или техническим параметрам, как правило, аналогична производственной.

Потребительская: емкость, в которой товар попадает к конечному потребителю (покупателю, заказчику). Она должна быть визуально привлекательной, информативной. Сочетает защитные, рекламно-маркетинговые свойства. При покупке упаковочный материал становится собственностью владельца. При этом производитель или продавец способны стимулировать возврат тары, устанавливая его залоговую стоимость (включенную в цену товара). В случае сдачи в специальный пункт приема покупатель может получить наличные, скидочные купоны и т.д. Данная схема полпулярна во многих европейских странах (в первую очередь, в отношении стеклянных, пластиковых бутылок, алюминиевых банок, пластиковых, деревянных ящиков).

Гофрокартонные коробки (упаковка)
  • По материалам:

Востребованы следующие типы: картонная (гофрокартонная), бумажная, деревянная, полимерная, стеклянная, керамическая, металлическая, комбинированная. Каждый имеет преимущества (экологичность, легкость, прочность, способность сохранять форму, стоимость и т.д.), которые делают оптимальным использование с определенными группами товаров.

  • По степени специализации:

Универсальная: может использоваться для самой разной продукции (как самостоятельно, так и совместно с другими видами упаковочных материалов). Наглядным примером являются полиэтиленовая пленка, стреппинг-лента, скотч.

Специальная – предназначена для определенных групп товаров, изделий конкретного производителя, строго определенных условий применения. Отличается конструкцией, материалом, размерами, режимом сохранения потребительских свойств и т.п.

  • По особенностям конструкции:

Каркасная: имеет жесткую основу, вертикальные, горизонтальные, угловые элементы.

Ящичная: отличается правильной геометрической формой, большим количеством видов (сетчатая, с открытой или открывающейся стенкой/крышкой, коническая – боковые стенки расположены под углом к днищу, за счет чего есть возможность удобно и компактно штабелировать пустую тару).

Пленочная, ленточная: для обеспечения сохранности и/или герметичности товар обматывается слоями тонкого полимерного материала.

Разборная: может быть разобрана на отдельные части (для удобства хранения, транспортировки), впоследствии вновь собрана без утраты первоначальных качеств. Неразборная упаковка не обладает указанным свойством. Также можно выделить складную, нескладную упаковку. Яркий пример складной упаковки – картонные коробки, активно используемые при квартирных или офисных переездах.

Бутылки, банки: популярная упаковка для жидких, сыпучих продовольственных товаров.

Поддоны – основная транспортная, производственная тара. Представляют собой прочные деревянные лотки.

  • По сфере применения:

Пищевые и непищевые. К пищевой предъявляются высокие требования по качеству, безопасности.

  • По технологии изготовления:

Упаковка может производиться при помощи разных методов – прессования, экструзии, склеивания, литья, выдувания, сварки, других. Для каждого материала характерны свои способы изготовления, обеспечивающие оптимальные эксплуатационные качества. Также нередко применяется комбинирование нескольких технологий в рамках одного типа упаковки.

Ппищевая пленка
  • По вторичному использованию:

Одноразовая: к ней относится большинство современной потребительской тары. Как правило, после покупки или перед непосредственным использованием (употреблением) товара утилизируется, поскольку не представляет существенной ценности. Хотя бывают исключения, когда, например, металлическую или картонную коробку.

Многоразовая: при аккуратном использовании потребительские свойства не утрачиваются в течение длительного времени. Поэтому она может применяться неоднократно. К этой категории относят стеклянные, пластиковые бутылки, деревянные ящики, картонные коробки.

Многооборотная (возвратная): конструктивные особенности предполагают возможность многократного применения (поддоны, ящики, фляги, канистры, мешки). Согласно действующему законодательству, договор между коммерческими партнерами может предусматривать прямую обязанность возврата транспортной тары данного типа.

Общемировые тенденции призывают более активно прорабатывать вторичное использование любой продукции. Упаковочная отрасль – не исключение. Недавно известная международная компания, работающая в данной сфере, предложила интересный вариант для пассажирской авиации: картонные контейнеры с картонными лотками для транспортировки бортового питания. Предполагается, что такое решение может успешно заменить более тяжелые и дорогие металлические ящики, обычно применяемые для этих целей. Новинка вызвала неоднозначную реакцию специалистов. С одной стороны, она получила высокие оценки, премию на международной выставке, а также стала использоваться одной из известных авиакомпаний. С другой стороны, вызывает большие сомнения, что картонная коробка с наборами горячего питания пригодна для многократного применения (с точки зрения прочности, гигиеничности).

Сегодня различные типы упаковки (которые, с технической точки зрения, вполне допускают повторное применение или эффективную утилизацию, переработку) по факту выведены из централизованного оборота вторсырья. В первую очередь, это касается стеклянных, пластиковых бутылок, а также алюминиевых банок. Однако экономические или экологические реалии в могут изменить сложившуюся ситуацию.